12 января 2023

Роль и преимущества корпоративных университетов

Корпоративный университет LMS Gran
«Забудь все, чему тебя учили», – некогда шутливая фраза в период активного развития технологий стала реальностью. Работодатели все реже получают сотрудников с высшим образованием, умеющих работать в соответствии с требованиями на местах. Пока неповоротливая бюрократия государственного образования пытается адаптировать стандартную программу, компании стали сами брать в свои руки обучение будущих коллег.

Для этой цели создаются корпоративные университеты, где учат актуальным практикам в конкретной сфере. В связи с востребованностью в некоторых компаниях даже зарабатывают на собственном опыте и знаниях, обучая специалистов других компаний.

Пока это не частая практика, потому что собственные специалисты являются конкурентным преимуществом на рынке. Что такое корпоративный университет, что нужно для его создания и что получит компания мы поговорим ниже.

Что такое корпоративный университет и зачем он необходим

Корпоративный университет – это отдельное подразделение, а иногда и дочернее юридическое лицо, которое занимается обучением и повышением квалификации персонала компании. Но это не учебный центр, а полноценное подразделение со своими преподавателями и программами обучения.

Организацией корпоративного университета рекомендуют заниматься тогда, когда есть долгосрочное планирование развития компании. Мало того, в этом долгосрочном планировании должны учитываться новые технологии и направления деятельности, под которые и будет адаптирована программа.

Отличия корпоративного университета от обычного учебного центра

Некоторые компании гордо именуют собственные учебные центры «Корпоративный институт», подразумевая корпоративные университеты. Но это не совсем верно, учитывая разные цели подразделений. Задачи учебного центра ограничены:

  • адаптацией новичков,
  • презентацией нового продукта,
  • внедрением нового стандарта,
  • организацией тренингов в соответствии с текущими требованиями, приглашением спикеров для обучения управленцев.

В случае с корпоративным университетом действия направлены не на решение текущих задач, а на создание базы для будущего роста и модернизации. Это:

  • реализация десятков и сотен программ обучения,
  • самостоятельное создание обучающего контента в соответствии долгосрочным планированием,
  • оформление лицензии на образовательную деятельность,
  • обучение хард-скиллам и софт-скиллам,
  • сотрудничество с вузами, колледжами и школами.
Это только часть особенностей корпоративного университета в компании, который способен стать отдельным подразделением.
Корпоративный институт Gran LMS
LMS Gran

История появления и развития корпоративных университетов

Впервые о стандартизации обучения персонала задумались в 1950-х годах. Образовательные программы появились в General Electrics. А позже McDonald's корпоративным университетом решал задачу однотипного обучения менеджеров во всех ресторанах сети. Целью было создание единого стандарта в каждом ресторане, независимо от города или страны. Как мы сегодня уже знаем, решить задачу стандартизации получилось.

Успешный опыт привел к тому, что многие западные компании начали открывать собственные подразделения. В Россию опыт зарубежных корпораций пришел в 90-х годах. Первой российской компанией с собственным корпоративным университетом стал Beeline, сумевший запустить проект в 1999 году.

Сейчас же в РФ насчитываются десятки подобных организаций. Некоторые из них начинают включаться в учебный процесс даже в школах и колледжах, формируя собственный кадровый резерв.
История корпоративных университетов
Зарождение корпоративных университетов

Зачем компаниям корпоративные университеты: практический взгляд

Реализация образовательного проекта требует крупных вложений, поэтому для решения о запуске нового бизнес-процесса с долговременным эффектом нужны серьезные причины. Зачастую толчком для разработки новых программ обучения становится дефицит узкоспециализированного персонала.

Сегодня в России это особо актуально, ведь о дефиците квалифицированных кадров компании знают на собственном опыте. Обычные учебные центры в этом случае не помощники, потому что задача дефицита узкопрофильных кадров или специалистов рабочих профессий не решается поверхностным обучением.

Важно начинать формировать кадровый резерв буквально со школы или колледжа, увлекая молодых специалистов решением задач компании. Иногда корпоративные университеты уже со школьной скамьи формируют престижность нужных для компании специальностей в конкретном регионе. Это повышает шансы того, что школьник выберет для себя профессию, закрывающую потребность компании.

На этом шаге приходит понимание, что корпоративный университет строится тогда, когда есть видение будущего. Когда компания планирует свою работу на десятилетия вперед и видит, какие именно специалисты ей нужны.

Роль корпоративных университетов в современном бизнесе

Современный бизнес сталкивается с быстрым изменением технологий вместе с падением качества подготовки специалистов. Получивший высшее образование человек регулярно не может выполнять задачи в реальных условиях. Плюс уменьшается количество кадров в рабочих профессиях, в том числе из-за отсутствия программ по их популяризации.

Пока крупные университеты тонут в бюрократии и не успевают менять программы обучения под реалии рынка, компаниям приходится самостоятельно заботиться о готовности штата выполнять возложенные на него функции. И либо разрабатывать собственные программы обучения, либо помогать в этом высшим учебным заведениям.

Инновации и обучение: как меняется роль корпоративных университетов

В России к корпоративным университетам стали относиться серьезнее. Если ранее каждая компания считала его необходимостью для успешного развития бренда, то теперь хороший учебный центр предпочтительнее слабого университета. И это положительно влияет на российский рынок образования.

Созданием корпоративных университетов занимаются в основном крупные компании, готовые вкладывать часть своего дохода в сохранение и приумножение знаний. Этим занимались еще в советском прошлом. Теперь же активно развиваются техники передачи знаний с использованием цифровых технологий.
Геймификация в корпоративном институте LMS Gran
Геймификация в современной LMS системе

Современные требования и ожидания к корпоративным учебным центрам

При создании учебного центра автоматически подразумевается, что человеку будет удобно и интересно в нем обучаться. Мало того, теперь немногие готовы тратить время на поездку в физическую аудиторию. Понимая, что почти любые знания можно получить с использованием ПК или смартфона, подключенного к интернету.

Естественно, что корпоративные университеты активно используют возможности удаленного доступа к знаниям. Так начала расти популярность систем дистанционного обучения (СДО) и систем управления обучением (LMS). На этих же площадках все обучающиеся могут проходить обучение в соответствии с заданным курсом.

Мало только создать программу и сделать ее доступной, современного пользователя надо еще и заинтересовать. А поэтому на таких платформах, как LMS или СДО, есть еще и элементы геймификации. Это позволяет как уменьшить сопротивление персонала обучению, так и удержать внимание к образовательному процессу.

Электронные корпоративные университеты: переход в онлайн-пространство

Изначально корпоративные университеты создавались для стандартизации обучения. Позже формат изменился, компании стали давать знания, необходимые для роста и развития организации. Дальше – больше, организации стали продвигать интересы компании за ее пределы, формируя кадровый резерв со школьной скамьи. Все это время надо было посещать очные лекции.

С развитием технологий и распространением цифровизации подходы к обучению тоже начали стремительно меняться. Особенно после 2020 года, когда компаниям пришлось активно использовать технологии удаленного взаимодействия. Физической потребности в таком режиме работы больше нет, но сам формат настолько прижился, что привел к устойчивому тренду на изменения.

Сфере образования пришлось считаться с новыми правилами и паттернами поведения, что спровоцировало взрывной рост популярности СДО и LMS. Эти системы позволяют создать цифровую базу знаний и распределить ее содержимое между учениками.

Преимущества и особенности электронных корпоративных университетов

Создание электронных систем обучения в компании изменило подходы к передаче знаний. Теперь обучающиеся могут в привычных условиях без прямого лектора усваивать знания и обсуждать их между собой. За изучение материалов возможно начисление наград, за которые могут даже, например, премировать. А все знания под рукой даже во время рабочего процесса, что позволяет быстро на практике применить теорию.

Это будет работать при правильном подходе к организации обучения и созданию программ обучения и курсов. Например, LMS Gran дает возможность упорядочить курсы и материалы, которые будут открываться только на конкретном этапе обучения.

Мировые практики: какие уроки можно извлечь из опыта зарубежных компаний

Если сравнить российский и зарубежный опыт компаний в создании корпоративных университетов, то можно отметить следующие успешные подходы:

  • важно четко понимать цели и результаты обучения,
  • топ-менеджмент должен быть включен в процесс на всех этапах,
  • программы должны формировать корпоративную идеологию и стратегию,
  • в университете должна чувствоваться корпоративная культура,
  • корпоративные университеты являются привлекательными брендами как внутри компании, так и за ее пределам.

Успешный корпоративный университет в России все еще имеет шансы сделать родительскую компанию известной на всю страну и привлекательной для трудоустройства. Что в условиях дефицита кадров будет подспорьем для дальнейшего роста и развития.

Создание электронного корпоративного университета: шаги и инструменты

Решение о создании корпоративного университета должно приниматься только высшим руководством компании. Потому что это вложение крупных средств с результатом, растянутым во времени. Дополнительно руководством должно быть проведено долгосрочное планирование, что позволит правильно построить процесс и создать подходящий обучающий контент.

Для электронного корпоративного университета нужно:

  • определить цели и задачи обучения,
  • выделить аудиторию,
  • определиться со способами передачи знаний (очно и дистанционно),
  • спланировать обучение параллельно производственному процессу (теория будет закреплена практикой),
  • сформировать аттестационные критерии и способы оценки результата,
  • создать систему сертификации специалистов,
  • назначить кураторов и преподавателей,
  • спрогнозировать результаты обучения.

Для электронного формата обучения нужно также выбрать систему управления обучением. Например, платформа LMS Gran включает в себя набор инструментов, необходимых для организации, контроля и оценки результатов обучения пользователей. В числе инструментов программы обучения и курсы, тестирование и назначения практических заданий. Есть набор инструментов для анализа процесса и результатов обучения.
Оценка результатов пользователей LMS Gran
Контроль результатов пользователей в LMS системе Gran

Развитие электронных корпоративных университетов в будущем

Оставаться актуальными корпоративные университеты смогут только если продолжат следовать тенденциям. Уже сегодня некоторые из них сталкиваются с новыми сложностями в донесении информации. Например, множество развлечений в сети делает привлечение внимания учащегося сложной задачей. Обучающий материал должен на равных конкурировать с развлекательным контентом.

Меняется и отношение к типам обучения. Все чаще софт-скиллам нужно обучать рядовых сотрудников, а не только руководство. В итоге, корпоративным институтам придется:

  • учитывать на горизонте 5-10 лет необходимость преподавания программ, связанных с технологической грамотностью и визионерством;
  • раскрываться для обучения сотрудников других компаний; ·
  • создавать программы для «мотивации смысла» вместо «мотивации нужды»;
  • делать эмоциональный образовательный контент для создания яркого и запоминающегося опыта; ·
  • создавать курсы по soft-skills для всех должностей.

Если корпоративные университеты смогут меняться, то они продолжат заметно влиять на работу и развитие компаний, останутся важным элементом взаимодействия компании и персонала.

Создание успешного корпоративного университета: советы и рекомендации

Успешный корпоративный университет способен стать тем толчком для компании, который обеспечит ее успешное развитие на десятилетия вперед. Учитывая современные тренды, обучение обязательно должно включать в себя возможность удаленного доступа к обучающему контенту и свободный доступ к рабочей информации. Мало того, надо позаботиться о качественном образовательном контенте и об элементах геймификации. LMS Gran дает инструменты для этого, открывая широкие возможности для управления образовательным процессом и оценки его эффективности.

Этапы создания корпоративного университета: от идеи до реализации

Разрабатывать систему важно при непосредственном участии высшего руководства, имеющего все данных о планах и тенденциях развития компании. Ведь если учебный центр направлен на текущие задачи, то корпоративные университеты нужны для будущего. Без долгосрочного планирования обучение может быть неэффективным.

Есть следующие базовые этапы:
    Базовые этапы разработки системы корпоративного университета
    Разработка корпоративного университета
    Начинать стоит с анализа текущей ситуации с обучением в компании, после чего будет проще сформировать желаемый бизнес-процесс. Дальше нужно понять, какие компетенции нужны для конкретной должности, что позволит сформировать правильный обучающий контент на следующем этапе. Обеспечить правильную работу всего корпоративного университета может быть сложно только своими силами, поэтому последним этапом лучше изучить, как и для каких целей можно использовать услуги внешних компаний.

      Ключевые условия успеха: как обеспечить эффективность корпоративного университета

      Во время постановки задачи важно понимать, что полноценный институт в рамках компании может потребовать на запуск даже несколько лет. Облегчить процесс помогают электронные платформы по типу LMS Gran, но это только этап создания, хранения и распределения контента. До появления обучающего контента вся работа ведется на стороне компании.

      Для эффективного обучения важно не только создать полезные материалы, но и следовать современным трендам. Это снизит противодействие сотрудников введению обучения, а также повысит интерес к программам и их содержимому. Крупные российские университеты уже перестали бороться с новым поколением и работают над тем, чтобы образовательный контент мог конкурировать с развлекательным. В эту же сторону двигаются успешно работающие корпоративные университеты.

      Успешный корпоративный университет – это не только тщательно проработанный бизнес-процесс с учетом долгосрочного планирования и производственного процесса компании, но и увлекательный мотивирующий контент с образовательным эффектом.

      Управлять этим ярким и запоминающимся контентом поможет LMS Gran. Мы даем возможность не только хранить материалы, но и управлять ими. А для пользователя предлагаем современный и интуитивно понятный интерфейс. Попробуйте демо-версию и оцените доступный функционал!

      Смотрите также
      Продукты
      Контакты
      Россия, г. Тольятти, Ленинский пр-т, д.16, офис 2-1
      © 2024 All rights reserved. Все права защищены.